Франкфуртская кальянная выставка так и не стала точкой притяжения для бизнеса электронных сигарет.
выставка VaporFair проходила в центральном Выставочном ком плексе Франкфурта 15–17 апреля 2016 года. Три года назад здесь впервые прошло мероприятие HookahFair для производителей, поставщиков и потребителей кальяна, а также для заинтересованных предприятий общепита, где все это встречается и гене- рирует доход. В Европе вообще, и в Германии в частности, курение кальяна быстро набирало тогда обороты, и запуск специализированной выставки был ответом на растущий спрос. Как и мода на окладистые черные бороды на юных лицах, это стало следствием исламизации континента, остановить которую не в силах ни законы, ни заборы. Это было успешное мероприятие: на сотни метров от входа тянулась очередь из подростков, желающих заполучить бес- платную пачку кальянного табака или просто оттянуться с друзьями, выкурив халявную «хуку» (hookah), как чаще называют здесь кальян.
На следующий 2014 год кальянная выставка была дополнена параллельным мероприятием по продуктам рынка электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Это также был удачный и своевременный ход. В США проходили тогда уже десятки выставок ЭСДН в год, а в Европе был только дортмундский InterTabac, исторически очень табачный (сигарный и трубочный), где стали появляться и поставщики э-сигарет, э-жидкостей и соответствующих гаджетов. Но для отрасли ЭСДН принципиально важным является постоянное противопоставление себя табаку, и отдельное мероприятие должно было в Европе появиться. В первый раз щедрые авансы новому мероприятию дали полсотни компаний, включая многих лидеров европейского рынка ЭСДН, и выставка получилась тогда если не масштабной, то вполне представительной по участникам.
Успех первого выступления, однако, закрепить не удалось. Выставка не развивалась в направлении поддержки ЭСДН сектора, не устраивала сопутствующих мероприятий вроде клауд-контеста или хотя бы какого-нибудь семинара (при этом у кальянщиков активность нарастала). И уже в этом году, на третий год проведения, VaporFair представляла собой довольно унылое зрелище. Никто из крупных игроков даже европейского рынка ЭСДН не выставлялся. Можно назвать лишь немецкую ShishaToGo, участвующую, кажется, во всех, даже самых мелких мероприятиях, и перспективного хорватского поставщика э-жидкостей Elda. Прочих участников в основном представляли мелкие «кулинарные» компании со всех концов света, смешивающие свои жидкости в полукустарных условиях или импортирующие их из Китая под своим брендом.
Особенно разочарованными выглядели поставщики материалов для отрасли ЭСДН, они явно ждали чего-то другого. Несколько компаний представили упаковку для э-жидкостей – разнообразные пластиковые пузырьки всех размеров и цветов, а также многочисленные решения для child-proof систем укупорки этих пузырьков, необходимых в ЕС согласно новой Директиве, вступившей в силу 20 мая этого года.
А на половине кальянов жизнь буквально бурлила. Там проводились соревнования Hookah Battle, правда, гостю, не говорящему понемецки, непросто было бы понять, в чем собственно спортивная, а не зрелищная часть шумного мероприятия с большой сценой и дизайнерской мебелью для участников. Экспоненты на кальянной части оформили преимущественно большие или огромные стенды. Видно, что деньги в секторе имеются, и, хотя пока бренды еще не стали знаменитыми, на локальном уровне Германии это уже вполне состоявшийся и серьезный бизнес. Миллионы новых «европейцев» не останутся в Германии без своих традиционных развлечений.
Таким образом, это мероприятие едва ли можно порекомендовать для участия игрокам рынка ЭСДН всех уровней – от поставщиков упаковки и ингредиентов до специализированной розницы. Зато специалисты кальянного бизнеса будут там на своем месте.