Выставка TABEXPO, прошедшая в столице Нидерландов с 12 по 14 ноября 2019 года, отметила там свой юбилей. Первая TABEXPO состоялась в Вене в 1994 году, 25 лет назад.
Потом были мероприятия под этим брендом в Женеве (1998), Барселоне (2003), Париже (2007), Праге (2011), Лондоне (2015) и последняя – в Амстердаме. Периодичность в 4 года была нарушена только однажды, между Женевской и Барселонской выставками, теперь уж и не вспомнить почему. В прошлый раз, в Лондоне, в материалах организаторов сразу было указано место следующей встречи – Амстердам. Теперь, в Амстердаме, никаких намёков на то, где могла бы пройти TABEXPO-2023, не было. По всей вероятности, организаторы не имеют чётких планов на этот счёт. Возможно, голландская выставка была действительно последней под этим брендом.
Пиком успеха мероприятий TABEXPO стала, конечно, Барселона. Это был последний раз, когда главные (якорные) участники – производители машин для табачной индустрии – привезли реальные линии сигаретной сборки, упаковки, обработки табака и т.д. Там была огромная выставка и очень качественный отраслевой конгресс. С тех пор выставка откровенно деградировала, демонстрируя меньший масштаб каждые четыре года. В этот раз было меньше сотни участников. Гиганты табачного машиностроения (Hauni, Focke, CoesiaGroup) ограничились символическим присутствием на микроскопических стендах. Большой площадью была представлена только группа ITM, но Нидерланды – их домашний рынок, уж здесь они должны были продемонстрировать свою состоятельность.
Организаторы TABEXPO – группа американских компаний, выпускающая также отраслевые журналы «TobaccoReporter» и «VaporVoice». При всём уважении к коллегам, от своей американской ментальности избавиться они не могли даже в Европе. Напыщенная самореклама, превосходные степени эпитетов, безапелляционные утверждения о первенстве мероприятия среди всех конкурентов и новейших рекордах среди собственных достижений резко диссонировали с фактической картиной. Похоже, американцы действительно живут в своём мире, варятся в собственном соку, закрыв глаза и заткнув себе уши. Апофеоз американского подхода продемонстрировал «конгресс», который даже конференцией назвать было бы комплиментом. На третьей презентации отраслевая тематика иссякла, и некая психолог (американка, конечно) представила краткий курс «Basiccommunicationskills», разогнав последних слушателей, уходивших в шоке и глубоком разочаровании.
В качестве ложки мёда следует упомянуть, что участие в этом «конгрессе» было бесплатным, как и вход на саму выставку (в случае предварительной онлайн-регистрации). Навигация, надо признать, также была вполне приличной. Киосков с едой на выставке хватало, очередей не было. Это, пожалуй, и всё, за что организаторов можно было бы похвалить.
Участников было мало, а посетителей не намного больше. Уже в первый день как минимум трое участников, оплативших дорогущие стенды в Амстердаме (говорят, в разы дороже за квадратный метр, чем в Дортмунде), подтвердили, что больше в выставке TABEXPO участвовать не планируют, даже если она когда-то ещё состоится. Эмиссары выставок WTE и InterSupply/InterTabac, замеченные на мероприятии, думается, собрали богатый урожай потенциальных участников для своих выставок. Новым центром отраслевого общения, и теперь уже не только поставщиков готовой продукции, но и производственных материалов и машин, становится Дортмунд, именно туда намерены переместить свои выставочные бюджеты все участники TABEXPO, с которыми удалось об этом поговорить.
Жизненный цикл TABEXPO подошёл к концу, остаётся лишь поблагодарить их за несколько великолепных мероприятий в табачной истории.