darimex

Новости 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
услуги контакты о нас наши партнеры книги_журналы
   
   
новости компаний
российский рынок
страны снг и балтии
другие рынки
маркетинг и реклама
торговля
производство
медицина
криминал и происшествия


анонс событий отрасли
интервью
аналитика
комментарии
обзор событий
обзор печати
видео & аудио


ОПРОС
 
  1. Как отразится на курении приравнивание регулирования вейп-продукции к табаку, помимо сокращения легальной части вейп-рынка?
 
     

  £££ 
18.11.2020

К вопросу о единой минимальной цене

В первом чтении принят законопроект о введение единой минимальной цены на сигареты

Законопроект о единой минимальной цене был внесен в Госдуму еще в апреле 2018 года депутатами С.Катасоновым, А.Фарраховым и А.Веллером. Сейчас к авторам присоединились еще около 20 депутатов. Сам законопроект, на входе в Думу представлявший собой суперкраткий текст менее 10 строк, сейчас полностью переписывает пункты 2-5 Статьи 13 ФЗ-15 и дополняет ее пунктом 6 о переходном периоде в шесть месяцев с одного уровня единой минимальной цены на следующий. 22 октября текущего года проект был принят в первом чтении и теперь готовится ко второму, время сбора поправок заканчивается в ближайшие выходные.


Что законодатели пока не предусмотрели в этом проекте? На несколько моментов хотелось бы обратить внимание. Во-первых, такая мера станет работать более эффективно, если о ней действительно будут знать все потребители и все розничные продавцы. И для этого не нужно выделять дополнительных бюджетных ресурсов Минздраву или Лиге здоровья нации, и там и там средства, скорее всего, просто растащат. Нужно лишь в положениях самого закона (не обязательно в Статье 13, подойдет и Статья 19, регулирующая торговлю) указать на обязанность розничного продавца информировать потребителя о действующей актуальной минимальной цене. Причем это должно быть четко указано на выставленной табличке определенного размера, определенным шрифтом и цветом (предписанных подзаконным актом), и размещенной в непосредственной близости к прайс-листу, требования к которому уже есть в ФЗ-15. Очевидно для каждого покупателя и каждого продавца, что в прайс-листе – рядом с явно демонстрируемой минимальной ценой на сигареты – никакая их разновидность внутри прайс-листа не может стоить меньше. Да и спрашивать подешевле нелегалку «из-под полы» покупатели будут меньше, опасаясь, в том числе, и многочисленной армии «добровольных помощников» из растущей массы российских юных стукачей, случайно оказавшихся у кассы рядом в момент разговора.

Во-вторых, сама минимальная цена должна быть круглым числом. Приводимые в публикациях СМИ примеры расчетной цены, что-то типа 86,34 руб. никуда не годятся. Расчеты даже по утвержденной методике являются очень примерными, так как себестоимость гуляет в широких пределах, особенно из-за цен на табак и валютных курсов (а почти все материалы, как и табачное сырье, в сигаретах импортные). Закон, либо подзаконный акт, должен устанавливать правила округления единой минимальной цены, полученной расчетом в правительстве, до целых рублей, а лучше – десятков рублей (90 руб. в приведенном примере), и изменяться, соответственно, не слишком часто. Вот такая круглая цена и должна стать установленной законом границей. Ее легко всем запомнить и очень легко проверять, сравнивая с реальной ценой на пачке.

В-третьих, сроки пересмотра минимальной цены также должны быть явно указаны в законе и жестко привязаны к обновлению акцизных ставок: едва президент подписал очередные поправки в НК, правительство в 10-15 дней должно обнародовать новый уровень единой минимальной цены. При этом, очевидно, продажа сигарет в период действия нового уровня минимальной цены по меньшей цене остается законной только в случае, если дата производства (и цена) на пачке соответствует времени действия (и уровню) предыдущей минимальной цены. Это положение уже есть в проекте, но шесть месяцев, оставленные на распродажу пачек, годных под прежнюю минцену, представляются недостаточными. Следует принять во внимание, что минимальную цену в качестве максимальной розничной цены (МРЦ) на пачке производители будут ставить для самых массовых брендов своего ассортимента, – это большие объемы. Какие-то позиции в силу тех или иных причин могут зависнуть в товаропроводящей сети, и абсолютно легальная продукция, акцизы по которой давно уплачены в бюджет, окажется вне закона. Срок в 12 месяцев кажется более обоснованным.

Для первого введения единой минимальной цены должен быть предусмотрен разумный переходный период (и точно не менее 12 месяцев) для реализации запасов, накопленных в товаропроводящей сети, чтобы дистрибьюторские компании и ритейл не оказались в патовой ситуации – ведь продавать сигареты дороже указанной на пачке МРЦ они не имеют права. При существующих темпах роста розничных цен на сигареты на уровне 20-25% ежегодно на складах вполне могут оставаться версии сигарет с МРЦ ниже вводимой минимальной цены. Пока что проект закона предусматривает лишь период в 180 дней для вступления в силу собственных положений, но неизвестно, как быстро правительство подготовит расчеты и опубликует эту самую минимальную цену, это может произойти вообще накануне вступления в силу новых положений закона, что будет означать нулевой переходный период. Таким образом, необходим еще пункт о начале действия на российском рынке единой минимальной цены через 12-18 месяцев с момента ее опубликования правительством.

Концепция минцены является верной и может быть очень эффективным инструментом борьбы с нелегальным сектором, но важны и вышеописанные детали такого регулирования.


Возврат к списку


 
 
 
 

Кадровая служба
Отраслевой справочник
Издания




 
 
“Русский Табак” © 2008
 
Заказать книгу
Адрес e-mail:*
Имя:*
Телефон:*