darimex

Новости 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
услуги контакты о нас наши партнеры книги_журналы
   
   
новости компаний
российский рынок
страны снг и балтии
другие рынки
маркетинг и реклама
торговля
производство
медицина
криминал и происшествия


анонс событий отрасли
интервью
аналитика
комментарии
обзор событий
обзор печати
видео & аудио


ОПРОС
 
  1. Как отразится на курении приравнивание регулирования вейп-продукции к табаку, помимо сокращения легальной части вейп-рынка?
 
     

  £££ 
03.07.2020

Законопроект об электронных сигаретах: проблемы закрепления обязательных требований к продукции

Законодатели прорабатывают нормативные требования к электронным сигаретам, нагреваемому табаку и другой никотинсодержащей продукции. Но некоторые инициативы вызывают вопросы. Например, закрепление требований по концентрации никотина в законе противоречит порядку принятия норм технического регулирования. Также предлагается запретить оборот подобной продукции с середины 2023 года, если к тому моменту не будет технического регламента.

Сейчас идет работа над будущим регулированием никотинсодержащей продукции (электронных систем доставки никотина, нагреваемого табака и др.). Соответствующее регулирование предлагается добавить в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и другие нормативные акты. Сейчас законопроект № 119575-7 готовится ко второму чтению и активно обсуждается на экспертных площадках. О ходе работы над законопроектом ранее писала «Российская газета».

Одним из вопросов, поднятых в ходе работы над законопроектом, является проблема закрепления обязательных требований к продукции. Никотинсодержащая продукция содержит никотин и не является безвредной, поэтому вопрос обеспечения ее безопасности стоит достаточно остро. В связи с этим законопроект предлагается дополнить рядом положений, затрагивающих вопросы технического регулирования.

Вместе с тем некоторые из предлагаемых законопроектом положений вызывают серьезные замечания. Среди таких положений можно отметить предложения:

–закрепить требования по концентрации никотина непосредственно в Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

–установить запрет на оборот никотинсодержащей продукции с 1 июля 2023 года, если к этому моменту не будет принят соответствующий технический регламент.

Закрепление требований к составу продукции не в техническом регламенте

Требования по концентрации никотина являются нормой технического регулирования. Вопросы его разработки и принятия установлены в Федеральном законе «О техническом регулировании». Положения данного закона предполагают, что обязательные требования к продукции и другие нормы технического регулирования должны включаться в технические регламенты (п. 3 ст. 7). Сосредоточение обязательных требований в технических регламентах обосновывается тем, что это обеспечивает высокий уровень проработки таких норм.

Нормативно установлено, что проекты технических регламентов проходят многоступенчатую процедуру обсуждения и экспертную оценку (раздел II Порядка разработки технических регламентов ЕАЭС, утв. решением Совета ЕЭК от 20 июня 2012 года № 48, ст. 9 Федерального закона «О техническом регулировании»). Следовательно, в существующей системе регулирования нормы о концентрации никотина должны быть проработаны в рамках проекта соответствующего технического регламента.

Вместо этого требование по концентрации предлагается включить непосредственно в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Такой вариант является более быстрым, но он не только противоречит установленному порядку принятия норм технического регулирования, но и может привести к закреплению необоснованных норм.

Поправки к законопроекту предлагают ввести запрет на продажу никотинсодержащих жидкостей с концентрацией никотина выше 20 мг/мл. Насколько можно судить, данная норма является заимствованием опыта Европейского союза. Аналогичная максимальная концентрация никотина предусмотрена в Директиве № 2014/40/EU Европейского парламента и Совета Европейского союза от 03.04.2014.

Однако подход Европейского союза не является единственно возможным. Из обзора типичных вариантов регулирования электронных систем доставки никотина, недавно опубликованного Европейским региональным бюро ВОЗ, следует, что в некоторых зарубежных странах применяются иные подходы. Например, существенно более высокий уровень концентрации никотина в 66 мг/мл установлен в Канаде, продукты с концентрацией 59–60 мг/мл никотина широко распространены в США. Также подход Европейского союза критикуется, потому что не учитывает данные последних научных исследований.

Простое копирование нормы не решает проблем обеспечения безопасности всех видов данной продукции, а также создает необоснованное ограничение конкуренции на рынке никотинсодержащей продукции. Предлагаемая к заимствованию норма вводит ограничения только для никотинсодержащих жидкостей, которые используются в основном в электронных системах доставки никотина. Вместе с тем остальная никотинсодержащая продукция (например, нагреваемый табак) под такие ограничения не подпадает. Следовательно, необходима разработка более универсальных требований к содержанию никотина в никотинсодержащей продукции, которые будут учитывать все существующие виды этой продукции.

Существуют и другие вопросы, которые необходимо решить в связи с введением требования о максимальной концентрации никотина. Например, вопрос о допустимой погрешности при измерении уровня никотина в жидкости. ГОСТ Р 58109-2018 на жидкости для электронных систем доставки никотина допускает интервал в 20%. Однако сейчас законопроект этот вопрос никак не оговаривает, что создает риски изъятия продукции из-за технической погрешности.

Таким образом, нормы о концентрации никотина должны пройти экспертную оценку в рамках работы над техническим регламентом по установленной процедуре. Возможно, это будет более длительный процесс, но он позволит принять наиболее оптимальное на данный момент регулирование. Решение же этого вопроса посредством заимствования одного из вариантов зарубежного опыта вне установленной процедуры разработки норм технического регулирования не только не соответствует законодательству РФ и праву ЕАЭС, но и может привести к принятию непроработанных норм.

Запрещение продукции из-за отсутствия обязательных требований к ней

Законопроект предлагается дополнить положением о том, что с 1 июля 2023 года не допускается выпуск никотинсодержащей продукции, к которой не установлены обязательные требования, правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Эта норма предполагает, что никотинсодержащая продукция будет запрещена, если к указанной дате не будет принят соответствующий технический регламент. Такой подход представляется некорректным, так как он противоречит логике технического регулирования. Логика технического регулирования предполагает, что ограничиваться должна продукция, которая не соответствует обязательным требованиям, а не продукция, к которой такие требования не установлены.

Таким образом, некоторые положения законопроекта, касающиеся установления обязательных требований к продукции, вызывают существенные вопросы. Нет сомнения, что такие требования должны быть введены, но это должно быть сделано в соответствии с процедурой принятия норм технического регулирования, установленной законодательством РФ и правом ЕАЭС.


Возврат к списку


 
 
 
 

Кадровая служба
Отраслевой справочник
Издания




 
 
“Русский Табак” © 2008
 
Заказать книгу
Адрес e-mail:*
Имя:*
Телефон:*