darimex

Новости 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
услуги контакты о нас наши партнеры книги_журналы
   
   
новости компаний
российский рынок
страны снг и балтии
другие рынки
маркетинг и реклама
торговля
производство
медицина
криминал и происшествия


анонс событий отрасли
интервью
аналитика
комментарии
обзор событий
обзор печати
видео & аудио


ОПРОС
 
  1. Что значит введение цифровой маркировки для никотинсодержащей продукции (НСП) без введения бумажных акцизных марок для НСП?
 
     

  £££ 
10.09.2020

Новый "сигаретный" монополист. Чем займется национальный табачный оператор и как это скажется на ценах

Новость о создании нацоператора ошарашила участников рынка, они готовы идти в суд

Функцию национального оператора на рынке табачных изделий будет выполнять одна из компаний, которая пройдет соответствующий конкурс и будет соответствовать ряду выписанных Кабмином критериев.

Новый оператор будет отвечать за контроль в сфере уплаты налогов участниками рынка, бороться с теневым рынком, контрабандой и фальсификатом, отвечать за обмен информацией между государством и участниками рынка, следить за оборотом табачных изделий.

Напомним, старт пилотного проекта по созданию нового регулятора "от рынка" был дан Кабмином 9 сентября 2020 года.

Национальным оператором сможет быть юрлицо с любой организационно-правовой формой и формой собственности, с лицензией на оптовую продажу табачных изделий и должно соответствовать следующим пунктам:

– работать на рынке не менее 5 лет;

– не менее 5 лет сотрудничать с производителями или импортерами табачных изделий;

– дирекция компании и руководство ее юрдепартамента должны иметь профильный опыт работы не менее 5 лет;

– более половины работников компании должны быть задействованы в сфере логистики и IT. В их число также должны входить работники с опытом роботы с системой контроля за оборотом табачных изделий (Track&Trace – на пачки будет нанесена соответствующая маркировка);

– компания должна быть крупным налогоплательщиком в течение последних трех лет, а также отвечать критериям крупного предприятия;

– в течение последних трех лет компания должна была провести аудит финотчетности;

– отсутствие налогового долга;

– иметь зарегистрированные в Едином госреестре склады для хранения табачных изделий в каждой области (кроме оккупированных территорий). Их площадь должна обеспечить хранение продукции из расчета не менее чем на 10 дней (исходя из месячных объемов отгрузки товара компанией);

– не менее пяти лет использовать в работе систему Track&Trace.

Нацоператора выберут минимум на 5 лет. Он сможет подписывать договора с производителями и импортерами табачных изделий и предоставлять им услуги.

Согласно принятому постановлению, Нацоператор будет обеспечивать логистически-информационную функцию при поставках табачных изделий, развернет систему Track&Trace, будет проводить бесперебойный обмен информацией с заинтересованными министерствами и налоговыми органами.

Табачники готовы судиться

Новость о создании, по сути, нового регулятора рынка ошарашила табачников. С одной стороны, разговоры о его создании велись уже давно, но с другой, принятие соответствующего постановления стало для участников рынка настоящим сюрпризом.

С ними не только никто до этого не советовался, а даже проект постановления не обнародовали.

"Нам сложно комментировать возможные последствия принятия распоряжения Кабинета министров Украины, поскольку мы даже не видели проекта этого документа. Нам приходилось слышать от некоторых представителей правительства о том, что Кабмин собирается внедрить новшества на табачном рынке, но с нами никто не консультировался, нашего мнения не спрашивали. Более того, несмотря на неоднократные официальные запросы Ассоциации Укртютюн и производителей с просьбой предоставить для ознакомления проект документа, мы даже не удостоились какой-либо отписки", – рассказал UBR.ua начальник отдела по работе с государственными органами "Бритиш Американ Тобакко Украина" Юрий Рылач.

Участники рынка напомнили, что в рамках Меморандума о намерениях для обеспечения стабильности на рынке табачных изделий и поддержки конкурентной среды для всех его участников между Кабмином и субъектами хозяйственной деятельности табачной промышленности, любые инициативы по регулированию рынка должны обсуждаться в рабочей группе.

"Этого не произошло. Поэтому мы ожидаем официальной публикации распоряжения и будем тщательно изучать правомерность и законность такого решения. Возможно, оценку документу даст суд", – добавил Юрий Рылач.

Благие намерения и риски

В то же время, говорят эксперты, декларируемые в принятом Кабмтином постановлении намерения благие: усиление контроля за налогообложением, борьба с контрафактной и контрабандной продукцией, контроль оборота табачных изделий.

Это, безусловно, должно способствовать наполнению бюджета, однако есть и риски такого монопольного положения. Функции национального оператора изложены очень размыто: "логистически-информационные функции" и "развертывание системы контроля оборота табачных изделий".

"Теоретически это должно иметь такие результаты: все поставки задокументированы, объемы реализации точно подсчитаны и обложены налогом; количество точек нелегальной продажи табачных изделий сокращается почти до нуля; аналогично – нелегальное производство, так как некуда будет сбывать контрафактную продукцию; контрабанда сокращается по этой же причине. Но без расследования и отслеживания оборота продукции между нелегальным производством/импортом и нелегальными же точками продажи введение национального оператора не исправит ситуацию", – отметила в беседе с UBR.ua старший аналитик Pro-Consulting Анастасия Скибчук.

Сколько именно компаний подходят под критерии национального оператора – можно будет увидеть во время отбора. Но одна там компания или десять – после окончания процедуры так или иначе появляется монополист, говорят эксперты.

"Эта компания будет формировать закупочные и отпускные цены, подписание договоров о поставках в точки продажи и все остальные вопросы распространения товаров. В то же время в постановлении ничего не сказано о контроле за деятельностью оператора, его полномочиях в выборе партнеров (возможность отказа в сотрудничестве по внутренним критериям оператора или другим мотивам)", – говорит Анастасия Скибчук.

Что будет с ценами

Сильно ли повлияет непосредственное создание нацоператора на розничные цены в магазинах, пока сказать сложно. Как минимум, производителям нужно будет потратиться на маркировку Track&Trace и новое ПО, чтобы регулятор мог отслеживать обороты "табачки" по стране.

О чем с уверенностью можно сказать – цены вырастут из-за запланированного повышения акциза.

На данный момент есть план постепенного повышения акциза на табачные изделия, принятый еще в 2017 году. Согласно ему, средняя розничная цена за пачку должна с нынешних 40 гривен дойти до уровня 88 гривен к 2024 году.

"В случае передачи статуса национального оператора одному из существующих дистрибуторов может незначительно возрасти стоимость затрат на дистрибуцию, однако это не приведет к увеличению стоимости пачки более чем на 5%", – подытожила Анастасия Скибчук.


Возврат к списку


 
 
 
 

Кадровая служба
Отраслевой справочник
Издания




 
 
“Русский Табак” © 2008
 
Заказать книгу
Адрес e-mail:*
Имя:*
Телефон:*